Об основателе

Тамара Михайловна Степанская родилась в г. Свободном Хабаровского края, в 1962 г. окончила биологический факультет Иркутского государственного университета, но нашла свое призвание в другом – в искусствоведении. Став преподавателем в школе после окончания вуза, была поражена, что не только ученики, но и многие родители не имеют каких-либо знаний и представлений о богатейшей русской культуре, особенно архитектуре и изобразительном искусстве. И Тамара Михайловна становится неутомимым просветителем в сфере искусствоведения: занимается преподавательской деятельностью, читает лекции для населения, становится автором многих научных и научно-популярных
 изданий. В 1975 г. она с отличием завершила образование в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, став дипломированным специалистом-искусствоведом. Затем прошла обучение в дневной аспирантуре этого вуза и в 1979 г. под научным руководством доктора искусствоведения, профессора Игоря Александровича Бартенева выполнила и успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему: «Промышленное зодчество Сибири XVIII – первой половины XIX веков». Для Сибири специальность весьма редкая. Годы учебы позволили Тамаре Михайловне глубоко познакомиться с историей, архитектурой, музеями Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Для Тамары Михайловны этот город стал любимым.

Что касается профессиональной деятельности, то Т. М. Степанская работала научным сотрудником Алтайского государственного музея изобразительных и прикладных искусств (1969–1971), директором первой на Алтае детской художественной школы в Барнауле (1972–1976), проректором по научной работе Алтайского государственного института культуры (1984–1989) и в Алтайском государственном университете (с 1976). В 1997 г. Тамара Михайловна завершила работу над докторской диссертацией, защитив ее в Академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Санкт-Петербурге. В 1998 г. она получила звание профессора, 1999 г. – звание «Почетный работник высшей школы», в 2006 г. – Тамару Михайловну избрали Почетным профессором Алтайского государственного университета. И это не случайно: Т. М. Степанская, являясь первым доктором искусствоведения в Сибири, стала организатором подготовки кадров высокой квалификации. В 1991 г. она создала и возглавила кафедру мировой художественной культуры, которая с 1993 г. стала выпускающей по направлению и специальности «Искусствоведение», в 2000 г. – отделение искусств, в 2002 г. – основала факультет искусств. В 2000 г. Тамара Михайловна организовала и возглавила кандидатский диссертационный совет по специальностям «Теория и история искусства» и «Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура». К настоящему времени в нем защищено 52 диссертаций, из них 31 выполнена под ее научным руководством. Большая часть из защитившихся, являются выпускниками основанного Т. М. Степанской факультета искусств. Сегодня они заведуют кафедрами, читают ведущие учебные курсы. Воспитанники научно-педагогической школы Тамары Михайловны выступают авторами монографий, статей в ведущих журналах, участвуют в подготовке к изданию фундаментальных трудов, таких как двухтомный биобиблиографический словарь «Художники Алтайского края». С 1994 г. она основала ежегодное издание сборника научных трудов «Культурное наследие Сибири», где публикуются статьи ученых всего сибирского региона. В 2007 г. – положила начало изданию сборника материалов научно-практического семинара «Наследие и современность (искусство Сибири)».

Тамара Михайловна определила перспективу развития новых специальностей на факультете искусств. Она понимала, что факультет может стать стабильным в современных условиях только при наличии нескольких специальностей, отвечающих требованиям времени. Поэтому приложила все усилия, чтобы к 2005 г. открыть в Алтайском государственном университете специальности «Художественное проектирование костюма» (2003) и «Профессиональное обучение (дизайн)» (2003), «Культурология» (2006).

Научные труды Т. М. Степанской посвящены широкому спектру проблем истории культуры и искусства Сибири (архитектуры, изобразительного искусства, градостроительства). В частности, одно из направлений ее исследований – архитектура и градостроительство Алтая. В ходе работы над темой Тамара Михайловна исследовала архивы городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Барнаула, Омска, Новосибирска, выявила и ввела в научный оборот множество уникальных документов и графических материалов об архитектуре и градостроительстве Сибири XVIII–XX вв. Первоначально она занималась архитектурой горнозаводского периода Алтая: Барнаульского, Змеевского, Павловского, Локтевского заводов, исследовала планировку и застройку Барнаула, Змеиногорска, Горной Колывани, Павловска, культовое зодчество того периода. Промышленное зодчество Алтая XVIII–XIX вв. Т. М. Степанская оценивает как уникальное явление общероссийского масштаба. Прежде всего, это относится к комплексу бывшего Барнаульского сереброплавильного завода. Она отмечает: «Значение барнаульского заводского архитектурного ансамбля трудно переоценить – это уникальный памятник русской промышленной архитектуры и русского классицизма. Здесь впервые в Сибири была поставлена и решена задача создания художественного образа промышленного сооружения» (Памятники истории и культуры Барнаула. Барнаул, 1983).

Несколько позднее Т. М. Степанская стала углубленно изучать зодчество второй половины XIX – начала XX вв. На Алтае оно было представлено преимущественно купеческими постройками Барнаула, Бийска, Камня, Змеиногорска (особняки, магазины, промышленные предприятия, складские помещения).

Другое направление исследований Т. М. Степанской – изобразительное искусство Алтая. Ею проанализировано творчество художников региона как прошлых лет (В. Петров, М. Мягков, Г. Гуркин, А. Никулин, М. Курзин и др.), так и современности (Ю. Кабанов, А. Югаткин, Г. Белышев, И. Зоммер и др.). Тамара Михайловна – автор многих каталогов выставок, статей в периодической печати и научных изданиях о художниках и скульпторах, автор-составитель книги «Рассказы о картинах» (Барнаул, 1979). С 1984 г. Т. М. Степанская – член Союза художников России.

Важнейшее направление научной и практической деятельности Т. М. Степанской – выявление и охрана памятников истории и архитектуры Алтая. С 1983 г. она принимает активное участие в паспортизации памятников, благодаря ее усилиям многие из них поставлены на учет. Т. М. Степанская принимает участие в подготовке и издании сборников статей о памятниках отдельных регионов Алтайского края, в подготовке ряда «охранных» конференций, выступает как редактор сборников статей и тезисов. При содействии Алтайской краевой краеведческой ассоциации ею издан каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (Барнаул, 1990) – первое такого рода издание на Алтае.

Т. М. Степанская инициировала научные исследования в области этноискусствознания. Этому способствовало обращение к современному искусству Алтая и сопредельных территорий Монголии и Казахстана. Губернатор Алтайского края А. Б. Карлин утвердил это научное направление как особо значимое, актуальное для региона.

Научные труды Т. М. Степанской получили признание научной общественности. Т. А. Славина, доктор архитектуры, профессор, действительный член Российской Академии архитектуры и строительства (Санкт-Петербург) в отзыве пишет:

«…При дефиците информации о местном культурном наследии и о региональных традициях немыслимо ни адекватное формирование общественного культурного сознания, ни профессиональное образование архитекторов и художников, которые обязаны нести эти традиции дальше. Таким образом, кроме общенаучного, деятельность Т. М. Степанской имеет еще и важное общественно-культурное значение».

Высокую оценку трудам Тамары Михайловны дает В. А. Федоров, доктор исторических наук, академик РАН, профессор Московского государственного университета:


«…Мне удалось познакомиться с монографией Т. М. Степанской. На высоком профессиональном уровне прослежена связь сибирского зодчества с общей историей развития русской культуры и архитектуры…».


А. В. Максимова, кандидат искусствоведения, Государственный русский музей (Санкт-Петербург) отмечает:

«…В работах Т. М. Степанской ясно слышен голос российского интеллигента конца ХХ века, который кровно связан с историей отечественной культуры».

Тамара Михайловна отличается умением налаживать профессиональные и творческие контакты с ведущими искусствоведческими школами России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), художественными вузами и музеями (Красноярск, Кемерово, Томск, Тюмень, Тобольск). В нашем крае она выступает, с одной стороны – как исследователь фондов, с другой – как научный консультант (Алтайский государственный краеведческий музей, Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая, Каменский и Тальменский краеведческие музеи и др.).

Преподавательская работа определила участие Т. М. Степанской в подготовке ряда учебных пособий для студентов вузов, учителей и учеников средней школы.

Т. М. Степанская является дипломантом Всероссийского конкурса «Зодчество–1996»; ранее в 1995 г., а затем и в 2002 г. она отмечена как лауреат премии Демидовского фонда Алтайского края, награждена медалью Серафима Саровского (Москва, 2003), медалью Петровской Академии науки и искусства (Санкт-Петербург, 2003), медалью Вернадского (Москва, 2007), Почетной грамотой Правления Союза художников России за вклад в развитие сибирского искусствоведения в связи с 65-летием (Москва).

Важным качеством разносторонней деятельности Т. М. Степанской является то, что она эффективно воплощает результаты своей научной деятельности в реальную жизнь Алтайского края, и этим она нашла широкое общественное признание: 28 августа 2005 года она была награждена премией главы администрации г. Барнаула в номинации «За просветительскую работу в области изобразительного искусства, редакторскую деятельность в краеведческих изданиях, возрождение традиций русской культуры». Премию вручил мэр города В. Н. Колганов, который отметил большую просветительскую работу Тамары Михайловны, ее авторские теле- и радиопередачи на темы охраны и использования памятников культурного наследия России, изобразительного искусства Сибири: «Храмы Барнаула», «Ансамбль Московского проспекта», «Площади Барнаула», «Дома и люди», «Человек искусства в провинции». Яркий пример – авторский цикл передач в июне 2008 г. о проекте С. Г. Хачатуряна «Выставка произведений алтайских художников в Западной Европе».

Л. И. Нехвядович, В. А. Скубневский